06.04.20 Русский язык и культура речи
06.04.2020
Части
речи. Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм
слова
Морфология – раздел
языкознания, в котором изучаются части
речи, грамматические свойства слов.
Все слова русского языка в зависимости
от общего грамматического значения, характера морфологических признаков и
синтаксической функции делятся на определенные грамматические разряды, которые
называются частями речи. К примеру, общее
грамматическое значение для
существительных – значение предметности: лес,
цветок, дождь. Глаголы – обозначают действие: читать, улыбаться, плавать. Прилагательные – признак предмета: нежный, розовый, каменный.
Каждая часть речи имеет свои
морфологические признаки (число, род, падеж,
и т. д. у существительных; время, число,
лицо и т.д. – у глаголов), выполняет в предложении определенную
синтаксическую роль.
В современном русском языке различаются
самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. В особую группу
выделяются междометия.
Самостоятельные части речи называют
предметы, признаки, свойства, количества, состояния, действия или указывают на
них; имеют полное лексическое значение, в предложении являются главным или
второстепенными членами. Среди
знаменательных слов разнообразными средствами формоизменения обладают имена
существительные, прилагательные, числительные, глаголы и местоимения. Наречия и
безлично-предикативные слова (типа рад, жаль, недосуг и др.) лишены
формообразующих средств (если не считать степеней сравнения качественных
наречий и образованных от них безлично-предикативных слов).
Служебные части речи – это слова,
служащие для выражения различных отношений между словами в словосочетании и
предложении, между частями сложного предложения, для внесения в предложение
дополнительных оттенков. Они неполнозначны, не являются членами предложения,
как правило, не членятся на морфемы. Междометия отличаются и от
служебных, и от самостоятельных частей речи тем, что служат для выражения
определенных чувств и волеизъявлений, не
называя их. Они не являются членами предложения, не изменяются, не имеют грамматических
категорий. Модальные слова в русском языке –
это категория слов (чаще глаголов), которые выражают не само
действие, а отношение к нему, целевую установку, соответствие высказывания
действительности. Примеры модальных слов: могу, хочу,
стал бы, хотел бы и др.
Выделенные в особую группу модальные слова,
как и служебные части речи, не обладают номинативный функцией. Они выражают
оценку говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к
объективной действительности (безусловно, к сожалению и др.).
Междометия также лишены функции называния. Они
являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы! и др.) и
волеизъявлений (вон! стоп! тс! и т.д.).
Как и модальные слова, междометия неизменяемы и обычно
не являются членами предложения, хотя интонационно всегда связаны с
предложением, к которому примыкают. Звукоподражательные слова являются по
своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и др.
(кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь и т.д.). По своим синтаксическим функциям они
сходны с междометиями, но в отличие от последних не выражают каких-либо чувств
или волеизъявлений.
Части речи являются категориями наиболее общего
характера. Именам существительным присуще общее значение предметности,
прилагательным - качества, глаголу - действия и т.д. Все эти значения
(предметность, качество, действие) относятся к числу общих лексико-грамматических значений, тогда как собственно лексические
значения слов различны, причем одна и та же основа может стать источником
образования разных по грамматическим признакам слов, т.е. разных частей речи. Например, от основ, имеющих общее
значение предметности - камен-, дерев-,
можно образовать и имена существительные камень,
дерево, и имена прилагательные каменный,
деревянный, и глаголы каменеть,
деревенеть; от основ, имеющих общее значение качества, - бел-, глух-, могут быть образованы не только прилагательные белый, глухой или глаголы белеть, оглушить, но и существительные белизна, глухота. Лексические значения
основ даже в пределах одной части речи могут быть разными и заметно отличаться
от грамматических значений.
Например, прилагательные наряду со значением
качества - белый, худой могут быть
связаны со значением предметности - золотой,
кирпичный, процесса действия - уклончивый,
сыпучий и т.д. Однако эти значения (предметность или действие) в
прилагательных не являются ведущими, какими они выступают в существительных или
в глаголах. Имена прилагательные выражают предметность и процесс действия не
отвлеченно, а лишь как признак какого-либо предмета или явления
действительности (золотой браслет,
кирпичный дом, уклончивый ответ, сыпучий материал), как принадлежность
предмета или явления, в то время как имена существительные, имеющие значения
качества (белизна, глухота) или
действия (беготня, раскорчевка),
обозначают самостоятельные (независимые) понятия и могут иметь при себе
определяющие их прилагательные: приятная
белизна, тяжелая глухота, постоянная беготня, свежая раскорчевка и т.д. Морфологические признаки разных частей речи
различны. Например, имена
существительные обладают категориями рода, падежа и числа. Именам
прилагательным также присущи грамматические категории рода, числа и падежа. Но
если род, число и падеж существительных - категории грамматически независимые,
то у прилагательных они всецело зависят от существительного, к которому
относится прилагательное. Глаголы имеют категорию лица, времени, наклонения,
вида, залога, числа. При этом категории времени, наклонения, вида, залога
присущи лишь глаголу. А категория числа охватывает разные части речи
(существительные, прилагательные, местоимения, глаголы), категория лица присуща
и местоимениям.
Категория числа проявляется во всех частях речи
по-разному. У имени существительного - это категория независимая
(несинтаксическая), у прилагательных и глаголов - зависимая (синтаксическая).
Части речи различаются по характеру морфологических
изменений: существительные изменяются по падежам и числам (склоняются), но не
по родам; прилагательные изменяются не только по падежам и числам, но и по
родам; глаголы - по лицам, числам, временам и наклонениям (спрягаются), а
наречия и безлично-предикативные слова (категория состояния) отличаются
неизменяемостью.
В некоторых изменяемых частях речи выделяются слова,
не подвергающиеся морфологическим изменениям. Сюда относятся, например, имена существительные
заимствованные (пальто, метро и др.),
которые не изменяются ни по падежам, ни по числам; имена прилагательные
заимствованные типа беж, бордо и др.
В зависимости от того, в роли каких членов предложения
употребляется та или иная часть речи, а также от того, с какими словами она
сочетается в предложении, определяются различные синтаксические функции частей
речи. Например, имена существительные, обладающие основным значением
предметности, в предложении выступают чаще всего в роли подлежащего и
дополнения. Прилагательные, имеющие значение качества, выполняют функции
определения. Глаголы, обладая основным значением действия или состояния,
выступают преимущественно в роли сказуемого.
По своей сочетаемости с другими словами части речи также различаются
между собой: имя существительное сочетается с определяющим его прилагательным (серый плащ, ясный ум), глагол сочетается
чаще всего с наречием (косит хорошо, идет
медленно).
Способы
образования самостоятельных частей речи
В русском
языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных
частей речи:
1. приставочный,
при котором происходит образование существительных от
существительных: город → при-город,
2. суффиксальный,
при котором происходит образование существительных от
—
существительных: стол→ стол-ик,
—
прилагательных: синий→ син-ев-а, синь—Ø,
—
глаголов: бежать→ бег-отн-я, бег—Ø,
—
числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,
—
наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный,
при котором существительные образуются от
—
существительных: окно→ под-окон-ник,
—
глаголов: служить→ со-служи-вец,
—
прилагательных: полярный → за-поляр-j-е,
4. сложение,
в том числе с сокращением: лес + степь→лес(о)степь, Московский
государственный университет→МГУ,
5. усечение: специалист→спец,
6. субстантивация,
при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные
причастия могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение
с суффиксацией: земля + делать→ земл(е)дел-ец.
Прилагательное
1. приставочный,
при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный
→ пре-огромный,
2. суффиксальный,
образующий прилагательные от
—
прилагательных: синий→ син-еньк-ий,
—
существительных: осень → осен-н-ий,
—
глаголов: читать→ чита-льн-ый,
—
числительных: двое → двой-н-ой,
— наречий: внутри
→ внутр-енн-ий,
3. приставочно-суффиксальный: берег→ при-бреж-н-ый,
4. сложение: русский + английский→русско-английский;
5. сложение
с суффиксацией: кривой + бок→ крив(о)бок—Ø-ий
Числительные
образуются от числительных следующими способами:
1. суффиксальный: два→ дв-адцать, пять
→ пят-надцать, два → дв-оj-е,
2. сложение: три + сто→
триста;
Местоимения
образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами
-то, -либо, -нибудь: кто → ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо,
кто-нибудь;
1. приставочный —
от глаголов: бежать → про-бежать,
2. суффиксальный,
при котором глаголы образуются от
—
глаголов: перечитать → перечит-ыва-ть, мыть→ мыть-ся,
—
прилагательных: красный→ красн-е-ть, видный → видн-е-ть-ся,
— существительных: партизан
→ партизан-и-ть, толпа → толп-и-ть-ся,
—
числительных: двое → дво-и-ть («разделять надвое»),
—
междометий: ах → ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный,
которым глаголы образуются от
—
существительных: тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,
—
прилагательных: прямой → вы-прям-и-ть,
—
числительных: трое → у-тро-и-ть,
—
глаголов: любить→ недо-любл-ива-ть, прыгать→ рас-прыгать-ся, звонить
→ пере-зван-ива-ть-ся;
4.
сложение: труд + устроить →труд(о)устроить,
5. сложение
с присоединением словообразующей
морфемы: мир + творить→у-мир(о)творить;
1. приставочный —
от наречий: долго → не-долго, как → кое-как,
2. суффиксальный,
которым наречия образуются от
—
существительных: зима → зим-ой,
—
прилагательных: хороший → хорош-о,
—
числительных: три→ тр-ижды,
—
глаголов: лежать → леж-а,
—
наречий: хорошо→ хорош-енько, как → как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный,
которым наречия образуются от
—
прилагательных: новый→ по-нов-ому, давний→ из-давн-а,
—
существительных: верх→ в-верх-у,
—
числительных: двое→ в-дво-ем,
—
глаголов: догонять→ в-догон-ку, скакать → в-скачь-Ø
—
наречий: долго → по-долг-у,
4. сложение
с суффиксацией: мимо + ходить → мимоход-ом.
Слова некоторых частей речи исторически образовались путём перехода слов из
одной части речи в другую.
Мы уже
называли образование существительных путём перехода в них
прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) — субстантивацию. Если
существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких
отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное,
образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного
состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ
/ -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является
формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание
образования подобных слов
суффиксацией: заведу-ющ-ий ← заведовать, заведующий — «тот, кто
заведует».
Переходом из
других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия,
образованные переосмыслением
—
существительных (дома, весной),
—
прилагательных (попусту, в открытую),
—
деепричастий (сидя, лёжа),
—
числительных (вдвое).
Необходимо
понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс
исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической
точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и
суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или
числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например:
зим-ой ←
зима, леж-а ← лежать, по-пуст-у ← пустой.
Процесс
перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов,
образованные переходом из других частей речи:
—
отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счёт, по поводу,
—
отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
—
наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом
разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от
реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я
обошёл вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и
деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный
предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог)
— Мы уходили, благодаря хозяев за
гостеприимство (деепричастие). Что касается отыменных предлогов, то степень
их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно
обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путём, насчёт, по мере; в современном языке эти
предлоги следует считать непроизводными.
В других случаях смысловые связи живы: в
качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными
сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства
существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого — в функции чего),
возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли
умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом
«опредложивания» именных сочетаний.
С точки
зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы
образования предлогов:
1)
суффиксальный — от глаголов: исключа-я ← исключать,
2)
приставочно-суффиксальный — от существительных: во-врем-я ← время,
3) сложение
— от предлогов: из-за ← из + за.
Материал, касающийся образования
слов одной части речи от слов другой части речи, наглядно показывает
необходимость и пути разграничения исторической и синхронической производности.
Переходные явления в области частей речи
Слова некоторых частей речи
исторически образовались путём перехода слов из одной части речи в другую. В
процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут
переходить в другую. Если слово, принадлежащее к определенной части речи,
утрачивает (или изменяет) свое основное лексическое значение и морфологические
признаки, присущие данному ряду слов, оно приобретает черты другой части речи,
и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции. Ср.: Рабочий квартал по утрам был очень
оживленным. - Рабочий занял место у станка., где в зависимости от принадлежности
к разным частям речи изменяется и роль слова в предложении. В первом
предложении слово рабочий обозначает признак предмета и является
прилагательным, выступая в роли определения. Во втором предложении это же слово
получило самостоятельное значение предметности, т.е. перешло в категорию
существительных, при нем возможно определение (старый рабочий, кадровый
рабочий, подсобный рабочий и т.д.), оно употреблено в функции подлежащего.
Переход имен прилагательных в имена существительные называется субстантивацией. Переход одной
части речи в другие происходит в языке постоянно, поэтому распределение слов по
разным частям речи не является неизменным. Однако не все части речи могут
одинаково свободно переходить в другие. Например,
имена прилагательные часто переходят в имена существительные, причастия - в
прилагательные (изысканные кушания, блестящая победа). Существительные могут
приобретать значение местоимений: Вскоре
начались регулярные занятия. Дело [т.е. это] было в сентябре. Нередко
существительные участвуют в образовании предлогов, союзов, частиц, например: в течение года, в целях улучшения; в то время как, с тех пор как; шутка
ли; то ли дело и др. Наречия могут переходить в разряд предлогов, например: около, вокруг; деепричастия - в наречия и в предлоги, например: молча, сидя, стоя; благодаря, несмотря на и
т.д.
Если существительное, образованное
субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре
от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией
причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от
соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ /
-ящ не является формообразующими (существительное не является формой
глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание
образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ← заведовать, заведующий — «тот, кто заведует». Переходом из других частей
речи образованы многие наречия. Необходимо понимать, что переход слова из
одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном
состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при
помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию
существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему
суффиксу деепричастной формы глагола, например:
зим-ой ← зима, леж-а ← лежать, по-пуст-у ← пустой.
Процесс
перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов,
образованные переходом из других частей речи:
—
отыменные: ввиду, в виде, в
течение, за счёт, по поводу;
—
отглагольные: благодаря, включая,
исключая, начиная, спустя;
—
наречные: вблизи, вокруг, напротив,
вдаль.
При этом
разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от
реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я
обошёл вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и
деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный
предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог)
— Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство(деепричастие). Что
касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов
различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую
связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путём, насчёт, по мере;
в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других
случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу.
Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют
некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость
(в роли кого — в функции чего), возможность принимать определение (выступить в
сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым
процессом «опредложивания» именных сочетаний.
1) отдел лексикологии, изучающий синонимы;
2) совокупность синонимов в данном языке.
Законспектировать материал урока: «Части
речи. Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм
слова».
Комментарии
Отправить комментарий