история, преподаватель Степанов В.В.


8.04.2020
РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

На конец августа 1991 г. готовилось подписа­ние нового Союзного договора, в пользу которого высказались почти все республики, кроме прибалтийских. Однако события приняли со­всем другой оборот. Одним из первых решений Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, избранного 12 июня 1991 г., стало запрещение дея­тельности любых партийных организаций на производстве, в учеб­ных заведениях, в армии, милиции, прокуратуре. Это был мощный удар по КПСС, который переполнил чашу терпения всех оппонентов «команды Ельцина». В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. был создан Го­сударственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в ко­торый вошли вице-президент СССР Г. А. Янаев, премьер В. С. Пав­лов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны В. Т. Язов и др. М. С. Горбачев находился в отпуске в Крыму и оказался изоли­рованным от событий. Распад СССР. 2 сентября 1991 г. Джордж Буш позвонил президентам Литвы, Эстонии, Латвии и сообщил, что США готовы немедленно установить с ними дипломатические отношения. М. Горбачева при­гласили на конференцию по Ближнему Востоку в Мадрид. После пресс-конференции М. Горбачев наклонился к Д. Бушу и сказал: «Те­перь Вы — хозяин». После этого в случае необходимости американ­ский президент звонил президенту России, но не президенту СССР, который всем мешал. Осенью 1991 г. о выходе из состава СССР заявили все бывшие со­юзные республики. Их суверенитет был признан верховными орга­нами власти РСФСР. 1 декабря 1991 г. Леонид Кравчук был избран президентом Украины, а 8 декабря 1991 г. президент России, президент Украины и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шуш-кевич собрались в охотничьем доме в Беловежской Пуще (Белорус­сия). На этой тайной встрече в самом узком кругу было принято ре­шение о прекращении существования СССР и образовании Содруже­ства Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. на встрече В Алма-Ате (но без Горбачева) было провозглашено создание СНГ. 25 декабря 1991 г. М. Горбачев заявил о сложении с себя государ­ственных полномочий. В 19 часов 32 минуты с Кремлевской стены был спущен красный флаг. В 19 часов 45 минут его место занял рос­сийский трехцветный флаг. Причинами, вызвавшими распад СССР, стали: ♦   глубокий экономический и политический кризис, который назре­вал давно, замалчивался и приобрел наиболее острые формы в усло­виях «перестройки»; ♦   рост национального самосознания в союзных республиках, обост­рение национального вопроса, который долгое время игнориро­вался и решался порочными методами; ♦   дискредитация центральной общесоюзной власти, ее носителей, причем если бы создание ГКЧП не стало «последней каплей», то нашлись бы другие «капли»; ♦   усиление амбиций политических лидеров и местной бюрократии, которые умело использовали и стимулировали развитие уже названных факторов, так как сами хотели власти, желали «порулить» без каких-либо ограничений; ♦   заинтересованность руководителей США, Англии, Франции, Герма­ний, других западных стран в демократических переменах в СССР. Сохранение коммунистического режима в СССР считалось опас­ным для Запада. Поэтому реформаторским усилиям М. С. Горба­чева, Б. Н. Ельцина, демократическому движению во всех союзных республиках оказывалась значительная морально-политическая, финансовая и другая поддержка. Последствиями распада СССР стали процессы, явления, которые были зримыми и прогнозировались многими аналитиками. Среди них заслуживают первоочередного упоминания: ♦   нарушение экономических связей между бывшими республиками; ♦   ослабление обороноспособности всех республик; ♦   обострение межнациональных конфликтов; ♦   ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения. Россия же снова оказалась перед выбором. Новая Конституция России. Большая часть населения страны, вклю­чая столицу, оказалась, как и в августе 1991 г., в положении пассив­ного наблюдателя событий. Одни не хотели участвовать в граждан­ской войне. Многие не могли определиться. Для других действия президентской стороны выглядели предпочтительнее и были в духе российско-советской истории — сила оказалась на стороне Б. Н. Ель­цина. К тому же средства массовой информации вели последователь­ную кампанию дискредитации Верховного Совета, советской систе­мы как таковой. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Государственную думу и одновременно референдум по единственно­му проекту Конституции страны, предложенному победившей прези­дентской стороной. Переизбрание Ельцина на второй президентский срок. Авторитет ис­полнительной власти падал все ниже и на выборах во II Государст­венную думу 17 декабря 1995 г. по партийным спискам в лидеры вы­шла КПРФ. Сохранили свои позиции ЛДПР и движение «Яблоко». Четвертой партией, преодолевшей пятипроцентный барьер, стало со­зданное В. С. Черномырдиным движение «Наш дом — Россия», ко­торое воспринималось как номенклатурная «партия власти», партия чиновников и зависимых от них людей. К началу избирательной кам­пании летом 1995 г. уставное право выдвигать своих кандидатов в Ду­му имели 259 партий, движений, общественных организаций. Заяви­ли о себе 78 организаций, а в Думу прошли только 4. Выборы еще раз показали, что сама по себе многопартийность не ведет автоматиче­ски к демократизации общества, к большей политической активно­сти граждан. Уход Ельцина. В 1997 г. правительство продолжало маневрировать. О выполнении предвыборных обещаний не вспоминали, стремясь све­сти концы с концами. Для сбора налогов была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия. Правительство возлагало большие наде­жды на страховую медицину, негосударственные пенсионные фонды и другие социальные новшества, которые «калькировались» с опыта стран, находившихся совершенно в других условиях. Президент посто­янно тасовал правительство, пополняя его как финансистами, которые нанимались перекачкой государственных средств в подконтрольные им финансово-банковские структуры, так и «молодыми реформато­рами», которые предпочитали действовать старыми номенклатурны­ми способами дележа уменьшающегося государственного пирога без участия основной массы населения. Весной 1998 г. получил отставку В. С. Черномырдин и председа­телем правительства стал С. В. Кириенко. После некоторых противоречивых шагов и закулисных маневров 17 августа 1998 г. С. В. Кириенко объявил правительство банкротом, прекратив выплату процентов по ГКО (государственным кратко­срочным обязательствам) и «заморозив» вклады населения в банках. С. В. Кириенко ушел в отставку, а население на практике познакоми­лось с понятием дефолт. Политический кризис был преодолен назначением на премьерский пост опытного и осторожного Е. М. Примакова, который в течение ря­да лет возглавлял Службу внешней разведки (СВР). Ему удалось в течение нескольких месяцев стабилизировать ситуацию и даже вос­пользоваться ею, так как резкое падение объемов импорта способствовало оживлению отечественных товаропроизводителей. Рост авторитета Е. М. Примакова был ревниво воспринят прези­дентом Б.Ельциным и его окружением. В Думе весной 1999 г. была создана комиссия по подготовке решения об отрешении президента от должности. Но в мае 1999 г. в Государственной думе при голосовании не набралось необходимого в соответствии с Конституцией РФ количества голосов для начала процедуры импичмента. Одновременно Е. М. Примаков, который, по общему мнению, плохо защи­щал президента, был заменен на С. В. Степашина. Последнего уже в августе 1999 г. заменил В. В. Путин, объявленный Б. Н. Ельциным своим преемником. В.Путин на премьерском посту главное внимание уделил ан­титеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложни­ков, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате взрывов домов в Москве и других го­родах и многое другое в глазах значительной части населения оправ­дывало жесткую позицию нового главы правительства («бандитов будем "мочить" везде, где обнаружим... даже в сортире»). 31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин добровольно сложил с себя обя­занности президента РФ. Согласно Конституции эти обязанности наряду с премьерскими функциями стал совмещать В. В. Путин. 26 марта 2000 г. Владимир Владимирович Путин одержал предска­зуемую победу на досрочных президентских выборах. В мае 2000 г. состоялось официальное вступление в должность президента В. В. Пу­тина и назначение на пост главы правительства В. В. Касьянова. Пе­ред новыми руководителями страны встали непростые задачи. Первый президентский срок В. В. Путина. В 2000-2001 гг. в жизни страны происходили изменения, которые по-разному оценивались аналитиками. Россия как многонациональное государство. Россия является федера­тивным, многонациональным государством. В Конституции РФ 1993 г. закреплены важные моменты: ♦  признание статуса субъектов РФ не только за национальными го­сударствами (республиками) и национально-государственными образованиями (автономными областями и автономными округа­ми), но и за краями и областями, в которых проживает преимуще­ственно русское население; ♦  принцип равноправия всех субъектов РФ, который, однако, нару­шается де-факто предоставлением некоторых преимуществ отдель­ным субъектам федерации;                                  ♦  право народов на самоопределение в рамках сохранения единства' и территориальной целостности РФ; ♦  отказ от характеристики республик, входящих в состав РФ, только как автономных.  В начале XXI в. место России в мире завидным не назовешь. Наша страна, сохранив самую крупную территорию в мире, по большинству количественных и качественных показателей откатилась на весь­ма скромные места. Речь идет не о выполнении былой мессианской роли, а о выживании, поиске своего места в системе международных отношений. России предстоит осознать свое новое предназначение, сосредоточиться, обустроиться, сохранить силы и дожить до лучших времен. Всем россиянам, которым дорога Родина, которым некуда, не с чем и не за чем ехать, предстоит большая работа, предстоит нау­читься жить своим умом. Изучение отечественной истории, умение извлекать из нее уроки и учитывать их в конкретной деятельности является важной частью при выработке стратегии развития России в наступившем веке. Начало экономических реформ. От Б.Ельцина ждали давно обе­щанного чуда, которое не происходило только из-за отсутствия необ­ходимых полномочий и затянувшегося противоборства с М. С. Гор­бачевым и общесоюзными структурами. В ноябре 1991 г. Ельцин получил от V Съезда народных депутатов РСФСР по существу неогра­ниченные полномочия, возглавил российское правительство. После «перестройки» народ созрел для радикальной реформы. Ав­торитет Ельцина был чрезвычайно высок. Намеченные планы каза­лись вполне реальными. В течение 1992-1998 гг. в стране происходила грандиозная пере­стройка отношений собственности. Перераспределение собственности происходило под лозунгом «реформ», под которыми подразумевалось скорейшее утверждение рыночных отношений в стране. Б. Н. Ель­цин сам возглавил правительство, составленное из молодых полити­ков, сторонников радикальных экономических реформ. В него вошли Е, Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. И. Нечаев и др. Одни счи­тали их «командой профессионалов», другие — «мальчиками в розовых панталончиках», так как большинству было чуть больше 30 лет, I это было необычно для руководящего состава нашей страны. Некоторые итоги. За время «реформ» производительность труда в рос­сийской промышленности упала более чем наполовину. Тем не менее правительство не допускало банкротства неэффективных предпри­ятий, число которых достигло 70%. Работники таких предприятий подолгу не получали зарплаты, удовлетворяясь разовыми подачками. Сохранялась искусственная занятость. В безработных пребывало 10-15% трудоспособного населения страны. Так называемый «децильный коэффициент», или соотношение доходов 10% наиболее благополуч­ных граждан и 10% имеющих низшие доходы, вырос до 20 к 1. В совет­ское время, по большинству источников, «децильный коэффициент» не превышал 4,5 к 1. В результате экономической дезинтеграции к концу 1990-х гг. воз­никла серьезная угроза распада страны вследствие экономической дезинтеграции. Интенсивность экономических связей внутри России сократилась в 2 раза. ВВП и НД сократились на 50%. Дифференциа­ция уровней развития регионов составила 8-12 раз. Большинство из 89 субъектов Российской Федерации превратились в дотационные, убыточные, а некоторые стали определяться как «депрессивные». В республиках Северного Кавказа для достижения даже среднего об­щероссийского уровня потребуется 10-15 лет. Опасным представля­ется разрыв культурного пространства, культурного самосознания. Это связано с размерами страны, с тарифами на перевозки. Пасса­жирские перевозки сократились на 30%, а авиационные — в 3 раза. Реформы, проведенные в России в 90-е гг. XX в., не стали предме­том широкой и гласной общественной дискуссии. В российском обществе перед каждыми выборами возобновляются дискуссии о дальнейших путях развития. Обычно предлагается один и тот же набор альтернатив: продолжение модернизации, вестерниза-ции на американский манер; неокоммунизм, неосоветизм, неосоциа­лизм; возрождение российского национального капитализма и т. д. В то же время в ходе российских «реформ» едва ли не самой по­пулярной фразой многих участников событий стала: «Хотели как луч­ше, а получилось как всегда». Школа выживания. С 1992 г. в России начались реформы, целью кото­рых было формирование рыночных отношений, возрождение экономической системы, мотором которой будут энергичные предпринима­тели. Знаменитый Указ президента РФ о свободе торговли от 2 января 1992 г. бросил в «море» свободной экономической деятельно­сти миллионы «пловцов». К началу 1998 г. Информационно-анали­тическое управление Совета Федерации насчитывало в стране от 10 до 30 млн. «субъектов малого бизнеса», в просторечии «челноков». Проблемы жизни россиян. В мае 1998 г. в Государственной думе про­шел круглый стол на тему: «Демографическая безопасность России». Собравшиеся говорили не просто о демографическом кризисе, а о де­мографической катастрофе. «Шесть лет "реформ" обошлись России более чем в 3 млн. жизней. С учетом же ожидаемого прироста населе­ния РФ к 1998 г. и российских граждан, по существу брошенных на территориях стран СНГ и Балтии, цифра совокупных демографических потерь приближается к 20 млн. человек... Если подобная ситуа­ция будет сохраняться, то к 2040 году население России составит 70-80 млн. человек и не сможет обеспечить государственность на своей терри­тории... Депопуляции подвергается государственно-образующий эт­нос — русские, т. е. вымирание носит выраженную этническую окраску. При сохранении существующих кризисных тенденций к середине сле­дующего столетия русских останется около 25 млн. человек»1. Одним из показателей социального неблагополучия реформиру­емой России стало распространение пьянства. Практически по всем параметрам — уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертно­сти, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, степени приверженности алкоголизации подростковой и женской час­ти населения — оно достигло уровня, серьезно подрывающего соци­ально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятель­ности общества.  



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

13.04.20 Русский язык и культура речи

08.04.2020 Информатика. Преподаватель Васильева А.Ф.