История,
преподаватель Степанов В.В
10.04.2020
Тема:
Россия и международные отношения
1.
Современная ситуация.
После
распада СССР Российская Федерация объявила
себя государством-продолжателем
Советского Союза, благодаря чему
Россия унаследовала постоянное место в
Совете Безопасности ООН. Американские
консультанты активно участвовали
в разработке экономических реформ,
знаменовавших собой переход
России от плановой к рыночной
экономике. В переходный период
США оказывали России гуманитарную
помощь (операция «Provide Hope»). Отношения
России и США улучшились, но ненадолго.
Развал Советского
Союза, экономический и социально-политический
кризис в России, резкое падение
её международного престижа
и военно-политического потенциала
привели к тому, что
США стали фактически единственным
мировым лидером. В России
рассчитывали, что с роспуском Организации
Варшавского договора НАТО рано или
поздно также будет распущено, тем
более что руководство США
давало гарантии того, что блок не
будет расширяться на восток. Однако в
1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и
Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва,
Румыния, Словакия, Словения и Болгария.
Этот факт, а также операции США и их
союзников против Югославии, Афганистана
и Ирака вызвали в России замешательство
по поводу выстраивания отношений с США.
С одной стороны, после террористического
акта 11 сентября 2001 в США Россия
присоединилась к антитеррористической
коалиции, возглавляемой США, рассчитывая
на то, что под понятие «терроризма»
удастся подвести и действия чеченских
сепаратистов, а значит, получить хотя
бы молчаливую поддержку Запада; с другой,
уже 13 июня 2002 США денонсировали договор
по ПРО от 1972 года, мотивируя это
необходимостью защиты от «стран-изгоев».
В
2003 Россия совместно с Францией
и Германией фактически возглавили
«лагерь несогласных» с действиями
США в отношении Ирака. В конце
2004 в российско-американских отношениях
наступило небывалое «похолодание»,
связанное с событиями на Украине
(«Оранжевая революция»). Борьба за
влияние между Россией и
США охватила всё постсоветское
пространство.
2.
Возобновление противостояния.
К
основным проблемным вопросам
между Россией и США относятся
помощь России Ирану в осуществлении
ядерной программы, энергобезопасность,
ситуация в Грузии, Украине и Палестине,
а также развёртываемая Соединенными
Штатами в Европе система противоракетной
обороны. Под предлогом развития демократии
США финансируют некоторые российские
неправительственные организации и
политические партии.
4
мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни,
находясь в Вильнюсе, произнёс речь,
которую многие теперь называют
«Вильнюсской» по примеру «Фултонской»
речи Черчилля. По его словам, США не
устраивает «использование Россией
своих минеральных ресурсов в качестве
внешнеполитического оружия давления,
нарушение в России прав человека и
деструктивные действия России на
международной арене». Отказ России от
прекращения сотрудничества с Ираном,
Сирией, КНДР, Белоруссией и другими
государствами, «вызывающими тревогу»
у США, приводит к постоянным
российско-американским конфликтам в
Совете Безопасности ООН.
В
начале 2007 между США
и Россией с новой силой
разгорелся конфликт по поводу намерения
США разместить в Польше и Чехии
элементы своей системы ПРО. По
словам руководства США, этот
шаг направлен на защиту Европы
от северокорейских и иранских
ракет. Российское руководство
категорически отвергает такое
объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны
США Роберт Гейтс заявил,
что «Соединённым Штатам
Америки следовало бы быть готовыми
к возможному вооружённому
конфликту с Россией». В свою
очередь, на Мюнхенской конференции по
безопасности 10 февраля 2007 Владимир
Путин с жёсткой критикой
обрушился на внешнюю политику
США. Главнокомандующий РВСН генерал
Соловцов также заявил, что в случае,
если элементы ПРО США все-таки будут
размещены в Восточной Европе, Россия
может денонсировать Договор о ликвидации
ракет средней и меньшей дальности.
14
июля 2007 президент России
Владимир Путин подписал Указ
«О приостановлении Российской
Федерацией действия Договора
об обычных вооружениях в Европе
и связанных с ним международных
договоров». Наблюдатели полагают,
что это решение стало первым
шагом российского руководства
в сторону коренного изменения
военно-политической обстановки
на европейском континенте,
складывающейся с начала
1990-х годов не в пользу России.
В
сопровождающей документ справке указывается,
что данное решение было
вызвано «исключительными
обстоятельствами, влияющими на
безопасность Российской Федерации».
К таковым, в частности, отнесены:
1)
Превышение восточноевропейскими
государствами — участниками ДОВСЕ,
присоединившимися к НАТО, «групповых»
ограничений ДОВСЕ в результате расширения
альянса;
2)
Невыполнение странами НАТО принятого
в 1999 году политического обязательства
об ускоренной ратификации Соглашения
об адаптации ДОВСЕ;
3)
Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших
в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате,
появление на северо-западной границе
РФ территории, «свободной» от ограничений
на размещение обычных вооружений, в том
числе и вооружений других стран;
4)
Планируемое размещение военных баз США
на территориях Болгарии и Румынии.
В
августе 2008 года новый виток
противостоянию России и США дало
вторжение грузинских войск в Южную
Осетию. Российские войска очистили
территорию почти полностью захваченной
непризнанной республики от грузинской
армии и в течение нескольких дней
продолжали бомбардировки военных
объектов на всей территории Грузии,
после чего Россия официально признала
Южную Осетию и Абхазию независимыми
государствами. Под вопросом оказалось
дальнейшее существование Совета
Россия-НАТО.
«Вряд ли можно назвать американскую
политику по отношению к России
ответственной и осторожной, она
безответственно агрессивна» (Пол
Крейг Робертс, июль 2009 года).
На брифинге
07.01.2009, посвящённом политике уходящей
администрации президента
США Буша-младшего, его советник
по нацбезопасности Стивен Хэдли, говоря
об американо-российских отношениях,
так сформулировал итоги последних лет:
«…президент Буш работал над тем, чтобы
перевести двусторонние отношения из
русла противостояния времен «холодной
войны» на путь сотрудничества в тех
областях, где мы имеем общие интересы,
решая при этом имеющиеся разногласия
в открытой, последовательной и
транспарентной манере». Среди достижений
Хэдли отметил американо-российское
сотрудничество в области сокращения
ядерного оружия, нераспространения
ОМП, в решении иранской и северокорейской
проблем, поддержании переговорного
процесса по достижению мира на Ближнем
Востоке.
3.
Экономическое сотрудничество.
Соединённые
Штаты, несмотря на проблемы в политической
сфере, традиционно являются одним из
ведущих торговых партнеров России.
В 2005 двусторонний товарооборот достиг
19,2 млрд долларов, при этом российский
экспорт составил 15,3 млрд, а импорт США
— 3,9 млрд
19
ноября 2006 в рамках российско-американской
встречи на высшем уровне на
саммите АТЭС в Ханое был
подписан Протокол о завершении
двусторонних переговоров с США
по условиям присоединения России
к ВТО в пакете с межправительственными
соглашениями о сельскохозяйственных
биотехнологиях, о торговле говядиной,
об инспекциях предприятий, о
торговле свининой, о защите прав
интеллектуальной собственности
и о процедуре импортного лицензирования
товаров, содержащих шифровальные
средства.
В
2005 поставки в США российской
нефти и нефтепродуктов достигли
уровня 466 тыс. баррелей в день. При
сохранении этой тенденции Россия
может войти в четвёрку основных
экспортёров энергоресурсов в США.
В 2003 «Газпром» начал работу
над проектом поставок в CШA сжиженного
природного газа. В 2005 были осуществлены
первые «своповые» поставки. В середине
2000-х годов США занимали 6 место (8,3 млрд
долл.) по объёму накопленных иностранных
инвестиций в России (6,5 % от общего
объёма), причём примерно половина
американских прямых инвестиций вложена
в топливно-энергетический комплекс. В
числе основных проектов — «Сахалин-1»
и Каспийский трубопроводный консорциум.
На российских автозаводах расположены
сборочные цеха американских автомобилей
марки Форд, General Motors. На непроизводственную
сферу приходится четверть прямых
инвестиций США, направляемых в первую
очередь в банковскую и страховую
деятельность, а также в сферу информационных
услуг.
Прямые российские
инвестиции в американскую
экономику превышают 1 млрд долл. В
США работают российские компании
«ЛУКойл», «Норильский никель» (завод
по производству металлов платиновой
группы), «Северсталь» (компания по
производству стали), «ЕвразГруп» (завод
по производству ванадия), «Интеррос»
(водородная энергетика) и некоторые
другие.
Развивается
сотрудничество в сфере высоких технологий,
инновационной деятельности
и информатики. Создан российско-американский
Инновационный совет по
высоким технологиям, работает
Межправительственный комитет по
науке и технике, российские
компании участвуют в инновационных форумах в
США. Ведущие компании аэрокосмической
отрасли США — Боинг, Локхид
Мартин, Пратт энд Уитни — на протяжении
многих лет активно взаимодействуют с
российскими предприятиями в рамках
проектов по МКС, космическим запускам,
производству авиадвигателей, разработке
новых моделей самолётов.
Американские компании
проявляют значительный интерес к развитию
торгово-экономического сотрудничества
с регионами России. Более 10 лет
действует «Российско-американское
тихоокеанское партнерство»,
объединяющее представителей бизнеса,
науки, общественных кругов,
федеральных и региональных
властей Дальнего Востока России
и Западного побережья США.
4.
Диалог о правах человека.
Государственный
департамент США ежегодно
выпускает доклады
о положении с правами человека
в странах мира; Министерство
иностранных дел России в 2005—2012
годах отвечало на оценки, высказанные
этими докладами в адрес России.
МИД
России в 2011 году выпустил доклад о правах
человека в ряде стран, начинающийся
с раздела о США.
Пресс-секретарь Госдепа США
заявил, что США не считают вмешательством
во внутренние дела критику со стороны
иностранных государств по вопросам
прав человека, не комментируя конкретных
утверждений доклада. В 2012 году МИД РФ
выпустил особый доклад по США.
Пресс-секретарь Госдепа США В. Нуланд
прокомментировала это так: «мы — открытая
книга и хотим продолжать улучшать наше
общество; открытость для наблюдения со
стороны мира у нас не вызывает
озабоченности».
5.
Сотрудничество в области культуры.
Культурное сотрудничество
между Россией и США осуществляется
на основе Меморандума о взаимопонимании
между правительствами России и
США о принципах сотрудничества
в области культуры, гуманитарных
и общественных наук, образования
и СМИ от 2 сентября 1998.
США
сотрудничают с российскими
музеями, культурными центрами,
художественными коллективами
и артистами на базе индивидуальных
проектов и контрактов.
Федеральные и муниципальные
власти США делают ставку на прямые
связи между организациями,
гражданами, учреждениями культуры
и образования.
Одно из
основных мест в российско-американском
культурном сотрудничестве занимает
проект долгосрочного сотрудничества
между Фондом Гугенхайма и Государственным
музеем «Эрмитаж». Его основной целью
является представление на постоянной
основе экспозиций произведений
классического искусства из собрания
Эрмитажа в музеях Гугенхайма и,
соответственно, представление коллекций
западного искусства XX века в залах
Эрмитажа. В октябре 2001 в Лас-Вегасе
открылся музей Гугенхайм-Эрмитаж. К
открытию была приурочена совместная
выставка из коллекций Эрмитажа и
Гугенхайма.
В
2001 в Посольстве России в Вашингтоне
состоялся гала-концерт под девизом
«Санкт-Петербург-2003: культурный
ренессанс». Он положил начало серии
мероприятий в связи с 300-летним юбилеем
Санкт-Петербурга в целях его популяризации
как центра мировой культуры и привлечения
внимания американской общественности
к культурному наследию Петербурга.
Активно
развиваются связи по линии Библиотеки
Конгресса США. В рамках реализации
программы для российских
управленческих кадров «Открытый
мир», которая была учреждена в
1999 по инициативе директора Библиотеки
Джона Биллингтона, в США с краткосрочными
ознакомительными поездками побывали
более четырёх тысяч молодых российских
политиков, предпринимателей и общественных
деятелей. Был запущен совместный проект
Библиотеки Конгресса и Мариинского
театра по модернизации архивных фондов
театра.
Осуществляется программа
сотрудничества Центра сценических
искусств имени Джона Кеннеди
с Мариинским театром. Этот проект
рассчитан на 10 лет и предполагает
ежегодные гастроли «Мариинки» в
крупнейшем оперном театре США. Первые
выступления Мариинского театра в Центре
Кеннеди состоялись 12-24 февраля 2002 и
стали новой вехой в развитии
российско-американских культурных
связей.
Комментарии
Отправить комментарий