История, преподаватель Степанов В.В
10.04.2020
Тема: Россия и международные отношения
1. Современная ситуация.
После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем  Советского Союза, благодаря чему Россия унаследовала постоянное место в  Совете Безопасности ООН. Американские консультанты активно участвовали  в разработке экономических реформ, знаменовавших собой переход  России от плановой к рыночной экономике. В переходный период США оказывали  России гуманитарную помощь (операция «Provide Hope»). Отношения России и США улучшились, но ненадолго.
Развал Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение  её международного престижа и военно-политического  потенциала привели к тому, что  США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации  Варшавского договора НАТО рано или  поздно также будет распущено, тем  более что руководство США  давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада; с другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев».
В 2003 Россия совместно с  Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с  действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое  «похолодание», связанное с событиями  на Украине («Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и  США охватила всё постсоветское пространство.
    2. Возобновление противостояния.
К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся  помощь России Ирану в осуществлении  ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.
4 мая 2006 вице-президент  США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.
В начале 2007 между США  и Россией с новой силой  разгорелся конфликт по поводу намерения  США разместить в Польше и Чехии  элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен  на защиту Европы от северокорейских  и иранских ракет. Российское руководство  категорически отвергает такое  объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны  США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой  критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал  Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
14 июля 2007 президент России  Владимир Путин подписал Указ  «О приостановлении Российской  Федерацией действия Договора  об обычных вооружениях в Европе  и связанных с ним международных  договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым  шагом российского руководства  в сторону коренного изменения  военно-политической обстановки  на европейском континенте, складывающейся  с начала 1990-х годов не в  пользу России.
В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в  частности, отнесены:
1) Превышение восточноевропейскими государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;
2) Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ;
3) Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;
4) Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.
В августе 2008 года новый виток  противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.
      «Вряд ли можно назвать американскую  политику по отношению к России  ответственной и осторожной, она  безответственно агрессивна» (Пол  Крейг Робертс, июль 2009 года).
На брифинге 07.01.2009, посвящённом  политике уходящей администрации президента США Буша-младшего, его советник по нацбезопасности Стивен Хэдли, говоря об американо-российских отношениях, так сформулировал итоги последних лет: «…президент Буш работал над тем, чтобы перевести двусторонние отношения из русла противостояния времен «холодной войны» на путь сотрудничества в тех областях, где мы имеем общие интересы, решая при этом имеющиеся разногласия в открытой, последовательной и транспарентной манере». Среди достижений Хэдли отметил американо-российское сотрудничество в области сокращения ядерного оружия, нераспространения ОМП, в решении иранской и северокорейской проблем, поддержании переговорного процесса по достижению мира на Ближнем Востоке.
    3. Экономическое сотрудничество.
Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно  являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд, а импорт США — 3,9 млрд
19 ноября 2006 в рамках российско-американской  встречи на высшем уровне на  саммите АТЭС в Ханое был  подписан Протокол о завершении  двусторонних переговоров с США  по условиям присоединения России  к ВТО в пакете с межправительственными  соглашениями о сельскохозяйственных  биотехнологиях, о торговле говядиной,  об инспекциях предприятий, о  торговле свининой, о защите прав  интеллектуальной собственности  и о процедуре импортного лицензирования  товаров, содержащих шифровальные  средства.
В 2005 поставки в США российской нефти и нефтепродуктов достигли уровня 466 тыс. баррелей в день. При  сохранении этой тенденции Россия может  войти в четвёрку основных экспортёров  энергоресурсов в США. В 2003 «Газпром»  начал работу над проектом поставок в CШA сжиженного природного газа. В 2005 были осуществлены первые «своповые» поставки. В середине 2000-х годов США занимали 6 место (8,3 млрд долл.) по объёму накопленных иностранных инвестиций в России (6,5 % от общего объёма), причём примерно половина американских прямых инвестиций вложена в топливно-энергетический комплекс. В числе основных проектов — «Сахалин-1» и Каспийский трубопроводный консорциум. На российских автозаводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марки Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.
Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.
Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной  деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный  совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке  и технике, российские компании участвуют  в инновационных форумах в  США. Ведущие компании аэрокосмической  отрасли США — Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни — на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.
Американские компании проявляют  значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет  действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.
    4. Диалог о правах человека.
Государственный департамент  США ежегодно выпускает доклады  о положении с правами человека в странах мира; Министерство иностранных  дел России в 2005—2012 годах отвечало на оценки, высказанные этими докладами в адрес России.
МИД России в 2011 году выпустил доклад о правах человека в ряде стран, начинающийся с раздела о  США. Пресс-секретарь Госдепа США  заявил, что США не считают вмешательством во внутренние дела критику со стороны  иностранных государств по вопросам прав человека, не комментируя конкретных утверждений доклада. В 2012 году МИД РФ выпустил особый доклад по США. Пресс-секретарь Госдепа США В. Нуланд прокомментировала это так: «мы — открытая книга и хотим продолжать улучшать наше общество; открытость для наблюдения со стороны мира у нас не вызывает озабоченности».
      5. Сотрудничество в области культуры.
Культурное сотрудничество между Россией и США осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании  между правительствами России и  США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования  и СМИ от 2 сентября 1998.
США сотрудничают с российскими  музеями, культурными центрами, художественными  коллективами и артистами на базе индивидуальных проектов и контрактов. Федеральные и муниципальные  власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования.
Одно из основных мест в  российско-американском культурном сотрудничестве занимает проект долгосрочного сотрудничества между Фондом Гугенхайма и Государственным музеем «Эрмитаж». Его основной целью является представление на постоянной основе экспозиций произведений классического искусства из собрания Эрмитажа в музеях Гугенхайма и, соответственно, представление коллекций западного искусства XX века в залах Эрмитажа. В октябре 2001 в Лас-Вегасе открылся музей Гугенхайм-Эрмитаж. К открытию была приурочена совместная выставка из коллекций Эрмитажа и Гугенхайма.
В 2001 в Посольстве России в Вашингтоне состоялся гала-концерт под девизом «Санкт-Петербург-2003: культурный ренессанс». Он положил начало серии мероприятий в связи с 300-летним юбилеем Санкт-Петербурга в целях его популяризации как центра мировой культуры и привлечения внимания американской общественности к культурному наследию Петербурга.
Активно развиваются связи  по линии Библиотеки Конгресса США. В рамках реализации программы для  российских управленческих кадров «Открытый  мир», которая была учреждена в 1999 по инициативе директора Библиотеки Джона Биллингтона, в США с краткосрочными ознакомительными поездками побывали более четырёх тысяч молодых российских политиков, предпринимателей и общественных деятелей. Был запущен совместный проект Библиотеки Конгресса и Мариинского театра по модернизации архивных фондов театра.
Осуществляется программа  сотрудничества Центра сценических  искусств имени Джона Кеннеди  с Мариинским театром. Этот проект рассчитан  на 10 лет и предполагает ежегодные  гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США. Первые выступления Мариинского театра в Центре Кеннеди состоялись 12-24 февраля 2002 и стали новой вехой в развитии российско-американских культурных связей.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

13.04.20 Русский язык и культура речи

08.04.2020 Информатика. Преподаватель Васильева А.Ф.